gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Тестирование SACD-проигрывателя Philips SACD-1000

Тестирование SACD-проигрывателя Philips SACD-1000

Снобы High End Audio порой с легким пренебрежением относятся к гигантам индустрии, полагая, что массовое производство обычно не ставит своей задачей карабкаться на вершины AV-совершенства, когда каждая деталька скрупулезно отобрана, когда сборка - вручную (Hand Made), когда серийные номера - единицы, когда цена - не в счет...

 

SACD-проигрыватель Philips SACD-1000.

 

Выпуском серийной модели SACD-проигрывателя Philips SACD-1000 голландская компания словно напоминает капризным аудиофилам, что принципиальные идеи, научные изыскания, высокотехнологичные решения и патенты - признак настоящей силы и умения. Да, производственные цели "эксклюзивщиков" и "массовиков" могут отличаться, но реальные средства их достижения принадлежат именно отцам и дедам "верного звука" и "живого изображения". Philips может делать любые устройства - от переносных магнитол до сверхтехнологичного оборудования Hi-Fi-класса, Home Cinema, Multimedia.

Поэтому аппаратурная часть нашей жизни так или иначе связана с компакт-кассетой, компакт-диском. DVD, а теперь и - SACD. И все это - конкретные упоминания результатов деятельности вполне конкретных людей, работающих во вполне конкретной компании. Впрочем, достаточно хвалебных речей: бизнес есть бизнес. Не будем ставить в пример и объединение исследовательской мощи двух ведущих игроков (Philips и Sony) на поле совместного проекта SACD (Super Audio Compact Disc). Важно другое: вещь действительно получилась привлекательной для потребителя. Чем же так взбудоражили душу "отцы" SACD-проигрывателя Philips SACD-1000?

SACD-проигрыватель Philips SACD-1000

Во-первых, благодаря технологии прямой записи (DSD - Direct Stream Digital - разработка Sony) вечно недовольный аудиофил, по сравнению с ординарным CD, получил ощутимый прибавок, о котором раньше не мечталось: частотный диапазон простирается до 100 кГц, динамика - под 120 дБ! Во-вторых, в рамках SACD-формата реализована возможность прослушивать многоканальные 5.1-записи. В-третьих, проигрыватель рассчитан на воспроизведение DVD-Video (системы цветности PAL/NTSC, декодеры звука Dolby Digital и MPEG Multichannel, цифровой выход для DTS).

Думаю, нет нужды подробно говорить о том, что проигрыватель работает и с обычными CD-Audio, Video-CD, SVCD, CD-R, CD-RW. Музыкально-театральный универсализм такого уровня (в одном проигрывателе фактически - три различных тракта) представлен в "железе" впервые в мире. Для моделей, входящих в обойму фирменной топ-продукции последнего поколения (Philips SACD-1000, DVD-1010, DVDR-1000), выбран спокойный до минимализма дизайн. Такие ребята живут долго и внешне просто обязаны являть пример неустаревающей классики: десятикилограммовый блок стандартных габаритов, алюминиевая панель, позолота на коннекторах, тщательно изготовленный пульт ДУ, раздельное питание аналоговой и цифровой частей... Что ж, все - правильно: High End заказывали?

На презентации новинок Philips в Гааге состоялась европейская премьера "тысячника". Тогда в качестве сувенира нам вручили первую шестиканальную DSD-демозапись: музыка из кинофильмов в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Джерри Голдсмита (Jerry Goldsmith). Настало время "расчехлить" гибридный SACD. В нем реализованы основные аудиовозможности формата (SACD-Multichannel, SACD-Stereo, CD-Stereo), за исключением графики и видеовставок.

Кстати говоря, в нашей фонотеке нашлись SACD-релизы таких рекорд-компаний, как Sony Music/Epic, Hyperion, LINN, DMP, Audioquest... Напомним, так называемые гибридные диски имеют два информационных слоя, один содержит стандартную РСМ-стереозапись (она доступна для любого CD-плеера), второй слой несет DSD-запись, которая читается только SACD-проигрывателями. Естественно, такая ситуация нас как слушателей более чем устраивает: в любой момент можно сравнить звучание форматов.

В процессе работы было решено провести не только инструментальное исследование SACD-проигрывателя Philips SACD-1000, но и собственно записей с гибридных дисков. К этому решению подвигало как оправданное любопытство, так и "бросающаяся" в уши разница в звучании CD/SACD-слоев. Предшествующий опыт изучения SACD не дал исчерпывающих объяснений этому феномену. В этот раз SACD-проигрыватель Philips SACD-1000 охотно поддержал наше стремление не ограничиваться субъективными впечатлениями или перечислением технического потенциала "суперов".

Итак, в первую очередь обратим внимание на восхитительную динамику, которую обеспечивает Philips SACD-1000 даже на обычных CD. Динамическая роскошь проигрывателя действует двояко. Высококачественные записи обогащаются тонкими звуковыми деталями и приобретают дополнительную четкость в прорисовке сценического пространства; в некоторых случаях отмечается улучшенная локализация музыкальных инструментов. При прослушивании посредственных аудиорелизов проигрыватель обнажает и слабость звукорежиссуры, и ограниченность динамического диапазона.

SACD-проигрыватель Philips SACD-1000 сзади

Philips буквально "открыл" нам глаза на истинное положение дел с качеством записей на нескольких пластинках. Специальные DSD-записи, выполненные непосредственно по однобитной технологии оцифровки аналогового стереосигнала с частотой дискретизации 2822400 Гц, по ряду показателей впору признать аналоговыми (фильтрация заменяет двойное преобразование). В этой связи стоит заметить, что требовательность к музыкальному материалу и ко всему тракту воспроизведения закономерно повышается.

Причем, как мы уже неоднократно отмечали в статьях об аудиотехнике предельного качества, в данном случае продвинутые аудиофилы смогли "постоять на краю пропасти", ощущая холодок от реальной близости к ограничениям стереофонии как метода. Впрочем, заглянуть - не значит свалиться. Шаг назад, и мы вновь - на CD-тверди... Сейчас выпускают SACD, выполненные как непосредственно по DSD-технологии, так и "переснятые" аналогичным образом (прямой оцифровкой) с 20- и 24-битных "мастеров". В обоих случаях Philips помогает практически любой стереосистеме достигать потрясающих результатов в плане фокусировки стереообраза. И за это, думается, многие будут благодарны, даже если не собираются тратить жуткие тысячи на остальную часть аудиотракта.

К демократичной кинозрелищности DVD-Video, на наш взгляд, Philips особенно неравнодушен. Быстр в поиске, хорош при воспроизведении движущихся деталей изображения и спокоен, когда тьма готова поглотить не только экранную часть пространства. Собственно с цветопередачей и цветодинамикой картинки проблем не было, но цифровые обработки - дело вычислительное, поэтому иной раз при переходе проигрыватель словно "просил" паузу (для более точного расчета?) Вообще, наличие на борту массы управляемых элементов, в том числе с помощью релейных цепей, не предполагает спринтерской реакции на команды.

Транспорт довольно устойчив к вибрации, однако царапины на DVD-дисках не любит. А кому они нравятся? Напоследок вернемся к сравнению CD и SACD. Когда речь идет о выпуске двухслойных дисков, авторы стоят перед выбором: какой способ ремастеринга использовать для CD-слоя? То ли взять за основу "стандарт" (16-битный РСМ), то ли отутюжить 24-исходник, то ли обработать студийный DSD-мастер по "сониевской" технологии SBM-Direct (Super Bit Mapping), то ли...

Именно этим мы склонны объяснять радикальные различия при прослушивании. Например, когда для анализа мы взяли с десяток музыкальных фрагментов в обоих режимах с разных дисков от различных изготовителей, выяснилось следующее: на одном из релизов сигналы в CD и SACD-версиях были взаимноинвертированы; в другом случае - банально "перекинуты" стереоканалы (левый/правый - правый/левый), в третьем - существенно разнятся уровни громкости... Разумеется, подобные макроотличия - не правило.

Более тщательный анализ с помощью измерительного оборудования показал наличие микропроявлений, которые были заметны на слух в виде снижения детальности. Во всех случаях разница устойчиво фиксировалась на инструментальном уровне во временной области; в спектральном отношении сигналы выглядели закономерно идентичными. Короче говоря, для CD-слоя (в данном случае по сути факультативного) - "закон не писан". Важнее, что SACD всякий раз слушается с интересом... А чего стоит осознание технического совершенства: "но зато мой друг - круче всех играет блюз"!