gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Тестирование SACD проигрывателя Marantz SA-X1

Тестирование SACD проигрывателя Marantz SA-X1

Определенно будущее стереозвука завязано на цифровые форматы SACD и DVD-Audio. Мы - свидетели начальной стадии процесса врастания суперформатов в аудиофильскую среду. Например, первые SACD-шаги в народ сделаны Sony (в ее активе - три модели проигрывателей стоимостью от нескольких тысяч до нескольких сот долларов). Завтра универсальным плейером SACD/DVD-Audio стартует Philips.

 

SACD проигрыватель Marantz SA-X1.

 

А пока... Хотите послушать эксклюзивный Marantz? Нет, не только из-за цены в $8000 этот аппарат заслуживает особого отношения. Детище фирмы заботливо сопроводил в Россию, пожалуй, самый артистичный представитель Marantz - Кен Ишивата. Маэстро "хайфая" с гордостью демонстрировал искрящуюся золотом "единичку", предлагая послушать изысканную музыку. Кто-кто, а уж этот ценитель аудиотонкостей никогда не уставал повторять: если вам понравилась любимая музыка в исполнении аудиосистемы имярек, то это - ваш вариант. Может, правда - пора? Сегодня в редакции - SACD-проигрыватель Marantz SA-X1.

DSD-формат (Direct Stream Digital), разработанный инженерами Sony и Philips под "супераудиокомпакт-диск" (SACD), по сути реализует процесс прямой записи цифрового потока звуковых данных. Повышение частоты дискретизации в 64 раза (2822,4 кГц против 44,1 кГц в РСМ) позволило отказаться от двукратного преобразования, с которым мирится обычный CD и мы с вами. Увеличение информационной емкости 12-сантиметрового диска с 780 Мб до 4700 Мб любителю музыки мало что говорит, но восхождение частотного и динамического диапазонов к заоблачным высотам (100 кГц и 120 дБ соответственно), надеемся, вдохновит многих.

SACD проигрыватель Marantz SA-X1

Итак, SACD-проигрыватели - в продаже. А диски? Практически по цене обычных "компактов" (фирменных, разумеется) за $15-17 можно подбирать свою фонотеку. В первой сотне релизов - и джаз (Miles Davis, Dave Brubeck), и классика (Glenn Gould, Igor Stravinsky), и популярные исполнители (Celine Dion, Mariah Carey, Michael Jackson). Поскольку DSD-оборудование на некоторых звукозаписывающих фирмах используется уже несколько лет, с суперпластинками, вообще говоря,  проблем  в ближайшем будущем быть не должно.

Кстати, гибридный "супер" (двухслойный диск) можно "крутить" и на обычном CD-плейере. А поскольку у нас в руках именно двухслойник - продукт небольшой рекорд-компании Digital Music Records - пластинка Salamander Pie, то ничто не мешает заняться прямым сравнением и в прямом смысле слова ощутить разницу (каламбур - случайный). Во-первых, это позволяет сделать волшебная кнопочка "SACD/CD" на передней панели SACD-проигрыватель Marantz SA-X1. Во-вторых, любопытно поискать разницу между прямой DSD-записью (первый слой будет играть SACD-проигрыватель) и CD-стандартом (второй слой) при воспроизведении этой пластинки обычным CD-плейером.

Естественно, остальную часть весьма продвинутого тракта мы не меняли (суммарная стоимость предусилителя, моноблочных оконечников, акустики и кабелей составляла от $5000 до $15000, в зависимости от типа подключаемой пары колонок). Кроме субъективных впечатлений, мы, конечно, надеялись и на помощь прецизионной измерительной техники. Два слова - непосредственно о диске Salamander Pie (SACD-07, DMR, 1999). По нашему мнению, дуэт Джея Леонхарта (Jay Leonharl, вокал и контрабас) с пианистом Майком Рензи (Mike Renzi) как тестовый материал можно рассматривать с некоторой натяжкой.

Камерная джазовая запись, безусловно, впечатляет стерильностью и выверенной режиссурой. Аудиофильские достоинства диска легко заметны даже неспециалисту, но экспертам для полного счастья не хватало динамического размаха, присущего концертному симфонизму, той рельефности, которая важна при воспроизведении сложных хоровых произведений... Впрочем, у нас есть возможность предложить "марантцу" и обычные CD. Не так ли?

В первую очередь, хотелось, не откладывая, послушать "супервариант". Итак, что удалось оценить на слух. Пожалуйста: впечатление от записи - так и должно быть по идее - ясная прозрачная перспектива, динамическое богатство (в рамках музыкального материала), отличная микродетальность и тональный комфорт. Басовые ноты роскошно наполнены звуковой плотью, отчетливо фиксируются каждый щипок струны и даже ее легкий дребезг о гриф контрабаса. Фортепьянная россыпь по-настоящему живая и в меру контрастная...

Короче, нет желания останавливать музыку. Критика досталась микрофону (но - не проигрывателю), который использовался при записи голоса исполнителя. Под-черкнутые высокие придавали тембру очерченность, которая в мягком басовом окружении заметно выделялась. Что ж, современная режиссура вправе иметь свой взгляд на представление джазового звучания. Для чистоты эксперимента (в том числе - "слепого") матерых экспертов сменяли люди, спокойно относящиеся к звуку и технике.

SACD-проигрыватель Marantz SA-X1 внутри

Часть испытуемых "суперу" предпочла классическое "сидишное" звучание, но разницу между SACD и CD все идентифицировали статистически устойчиво. Общее мнение - SACD дает заметное прибавление пространственности, словно в записи становится больше воздуха. Моментально развернулась дискуссия о причинах столь ощутимых перемен. Коротко аргументы сторонников сводились к фактам типа: обычный компакт-диск потенциально охватывает динамический диапазон в 96 дБ, а SACD- 120... Но не в любой же записи!

Поэтому мы решительно двинулись в лабораторию искать дополнительные данные. С помощью стандартных тестовых CD нам удалось выяснить не так много нюансов. Надо сказать, что, потратив немало времени на инструментальное исследование проигрывателя, мы убедились главным образом в добротности стандартной CD-части. SACD-проигрыватель Marantz SA-X1 читает любые записи на компакт-дисках, включая CD-R, "испеченные" специализированными аудиорекордерами и компьютерными CD-R.

Единичный отсчет исчезающей ширины (один бит) он прочитывает легко, причем амплитуда сигнала не занижается. Это, в свою очередь, можно расценивать как способность точно реагировать на микродетали. Чтобы разобраться с SACD-секцией, нам в итоге пришлось углубиться в изучение информации с диска, который с удовольствием, и что греха таить - с пристрастием, слушали все, кто узнавал об именитом госте. Специфика стала очевидней при анализе формы музыкального сигнала, который пришлось разглядывать как под микроскопом. Приглашаем и вас в свидетели.

Две гладкие кривые - воспроизведение CD-слоя (синяя - Marantz в соответствующем режиме, зеленая - обычный "сидишник"); красная - SACD. Здесь никого не должна смущать дифференцируемая гладкость CD: все правильно - интерполяция. Что действительно важно, на наш взгляд, так это - более точное следование SACD при отработке собственно формы сигнала (фрагмент снят во временной области). Если внимательно присмотреться, отбросив ВЧ-лохматость красной линии (приблизительно   100-килогерцовая   составляющая - не   в счет), становится очевидней главное - фронты и более тонкие звуковые изменения в этом случае SACD-проигрыватель Marantz SA-X1 прорисовывает правильней. Иллюстративность фрагмента можно критиковать, но, черт возьми, на слух-то разница улавливается со стопроцентной вероятностью!

Выводы делайте сами. Если (как упоминалось в одном из предыдущих материалов) при демонстрации SACD на выставке Hi-Fi-Show-2000 далеко не каждый смог ощутить плюсы нового формата, то уже в спокойной обстановке грядущее стереозвука просматривалось четко, словно концертная сцена, насквозь просвеченная лучами ярких софитов и прожекторов. Дело - за малым: сколько, говорите, стоит весь этот свет рампы?

Из того, что удалось измерить по стандартным методикам при испытании SACD-проигрывателя Marantz SA-X1, впечатляют два момента: потрясающая линейность и безупречная работа транспортного механизма. Суммарный коэффициент гармоник составляет тысячные доли процента (0,001-0,006 %) на сигналах от 0 дБ до -40 дБ. В отличие от многих достойных соперников Marantz держится молодцом и на очень тихих фрагментах: при падении уровня сигнала еще в сто раз (до -80 дБ) количество гармоник, конечно, подрастает, но остается в рамках приличий (0,5%).