gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Комплект аудиоаппаратуры dCS SACD Paganini

Комплект аудиоаппаратуры dCS SACD Paganini

Компании dCS, базирующейся в научном центре Кембриджа, в прошлом году исполнилось только двадцать лет, поэтому мы не будем пытаться вывести ее родословную напрямую от сэра Исаака Ньютона и его любимой яблони в университетском саду. Хотя, наверное, сама обстановка Кембриджа - старинные стены университета, дубовые рощи, аллеи, по которым проходил все тот же Ньютон, а после него еще многие великие - не может не стимулировать интеллектуальную активность работающих там инженеров.

 

SACD-проигрыватель dCS Paganini.

 

Компания dSC (Data Conversion Systems), возникшая в 1987 году при одной из лабораторий научного центра Кембриджского университета, первое десятилетие своего существования посвятила разработке и производству специализированных АЦП и ЦАЛ для профессионального студийного применения. Лишь в 1996 году фирма разработала и выпустила первый бытовой ЦАП 24/96. Через год появилась модель с разрешением 24/192, еще через год были выпущены аппараты с поддержкой DSD.

Наконец, в 2001 году был создан первый SACD-транспорт Verdi с цифровым выходным интерфейсом IEEE1394. За прошедшие годы ассортимент продукции компании значительно расширился, но область интересов осталась неизменной. В основном это источники цифрового звука (CD/SACD-транспорты) и высококачественные цифро-аналоговые преобразователи. Все комплексы компании dCS носят, как правило, имена крупнейших итальянских композиторов XVIII и XIXвеков - Скарлатти, Верди, Паганини без очевидной привязки к стилю, характеру музыки конкретного автора, скорее как дань памяти великим музыкантам.

SACD-проигрыватель dCS Paganini

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную разработку фирмы dCS- комплект из трех блоков, представляющих собой CD-SACD-проигрыватель dCS Paganini. Эта модель базируется на "старшей", референсной разработке компании - проигрывателе Scarlatti - и позиционируется разработчиками в качестве бюджетной версии (естественно, с поправкой на бюджет категории High End). Внешность комплекта dCS SACD Paganini в целом можно было бы охарактеризовать как "торжественная сдержанность" или "строгая торжественность".

В любом случае, при всей лаконичности внешнего оформления дизайнерам удалось передать ощущение радостного ожидания, возникающее при приближении к аппаратам. Отметим также подчеркнутое стилевое единство блоков, усиленное конструктивной идентичностью трех корпусов. Функциональное подразделение блоков сверху вниз: транспорт, ЦАП, опорный синхрогенератор - очевидно. Традиционно минималистичный для High-End подход к дизайну закономерно отражается в функциональном оснащении.

Назвать его аскетичным нельзя, скорее наоборот, обилие вариантов коммутации и соединительных интерфейсов на задней панели с первого взгляда вызывает некоторую напряженность. Сколь востребованным окажется все это изобилие в реальных условиях? Сложно сказать, не исключено, что в данном случае важнее имиджевая составляющая. Именно такой, несколько технократичный имидж подчеркивает предназначение комплекта dCS SACD Paganini - он, безусловно, придется по сердцу аудиофилу-экспериментатору, предпочитающему на собственном опыте испробовать самые разные варианты подключения, обработки, фильтрации и синхронизации.

Не будем забегать вперед, но, как показали экспертные прослушивания, с этой задачей Раganini справился блестяще. В блоке транспорта по уже сложившейся традиции фирмой dCS использован привод японской компании Esoteric. Эта компания фактически является High End-подразделением всемирно известной компании TEAC- одного из лидеров в производстве профессионального звукового оборудования. Тут хочется отметить явную, на наш взгляд, тенденцию: при разных масштабах компаний они проделывают сходный путь - от профессионального оборудования к High End-аппаратуре.

Но вернемся к приводу, в котором широко применены металлические детали, в частности, загрузочный лоток, прижимная шайба и т.д. Такая конструкция значительно повышает стабильность считывания информации, особенно в случае дисков с механическими повреждениями. Но, конечно, главной "изюминкой" всех комплексов компании dCS и нашего Paganini является ЦАП, построенный по так называемой "кольцевой" схеме (Ring DAC). Это эксклюзивная разработка, патент на которую принадлежит компании dCS.

SACD-проигрыватель dCS Paganini

Это полностью дискретный прибор своеобразной архитектуры представляет собой ЦАП балансной конфигурации с собственным программным обеспечением. Он создан на основе перепрограммируемого ПЗУ и осуществляет пятиразрядную 64-кратную пере-дискретизацию сигнала, то есть, позволяет работать с потоком данных, в 5 раз превышающим по объему информации поток данных DSD (SACD) или 24 бита/1 92 кГц (DVD-Audio). При этом такой ЦАП свободен от ряда недостатков, свойственных традиционным схемам.

Так, однобитные ЦАП отличаются высокой линейностью преобразования, но создают проблемы с шумами квантования, многоразрядные схемы, в свою очередь, обладают прекрасными шумовыми характеристиками, но страдают не-линейностью, особенно в области слабых сигналов. Именно кольцевой ЦАП, обеспечивая высокую линейность преобразования, позволяет эффективно отфильтровать шумы квантования. Насколько эффективным окажется его работа, покажут лабораторные измерения и, что еще более важно, экспертные прослушивания.

Именно поэтому при прослушивании мы постарались подобрать адекватных партнеров в лице усилителя мощности Jeff Rowland (Model 312) и акустики Chimera от Wilson Benesch. Причем в отличие от уже упоминающегося теста комплекта от Esoteric, когда прослушивание происходило с ламповым трактом, на этот раз был выбран не менее продвинутый "цифровой" усилитель мощности, можно так сказать, его пря мой антипод в мире High End Audio. Тем интереснее будет заочное сравнение, особенно учитывая, что Paganini использует OEM-компоненты от Esoteric.

Первое впечатление от прослушивания комплекта - удивительная, практически кристальная чистота. На записях самых разных жанров не заметно каких-либо артефактов нелинейности канала. Как оказалось впоследствии, после лабораторных измерений, это закономерный результат, учитывая великолепную линейность цифроаналогового преобразователя. Некоторые могут назвать такой звук излишне технократичным или аналитичным и, возможно, будут правы.

Действительно, по сравнению с ламповым трактом отсутствие дополнительной окраски имеет место, но, когда мы говорим об источнике сигнала, именно отсутствие искажений (какой бы природы они ни были) является неоспоримым достоинством. И CD-SACD-проигрыватель dCS Paganini в этом проявляет самые лучшие качества, обеспечивая чистое, естественное звучание. Пожалуй, единственным нюансом, вызвавшим вопросы при лабораторных измерениях, стал завал АЧХ на самых высших частотах рабочего диапазона (отметим, что нечто подобное мы наблюдали и при прослушивании комплекта от Esoteric).

SACD-проигрыватель dCS Paganini со стороны

Естественно, что заметить спад на 0,7 дБ возможно только при прямом сравнительном прослушивании, так что, по нашему мнению, особенно тревожиться по этому поводу не стоит. Очень интересным оказалось сравнение работы с разными типами выходных фильтров ЦАП (похоже, для аппаратуры High End-класса стало уже стандартом де-факто оснащение разными типами фильтров). Скажем сразу, по сравнению с Esoteric отличия гораздо менее заметны. Стоит ли это ставить в достоинство или в недостаток? Сложно сказать, по нашему мнению, это скорее вопрос личных предпочтений и, если можно так сказать, стиля прослушивания.

Любителям поэкспериментировать с разными типами предустановок и обработок безусловно это покажется интересным. Однозначных рекомендаций по использованию фильтров дать невозможно, все зависит от многих факторов, в том числе и субъективных, и именно их роль для аппаратуры High End-класса выходит на первое место. И, наконец, следует подчеркнуть не очень заметную, но немаловажную роль третьего и нижнего блока комплекта- опорного генератора. Конечно, каждый блок имеет внутри свой опорный генератор и может работать автономно.

Но использование внешнего и единого для всех аппаратов генератора, к тому же имеющего точность поддержания частоты на несколько порядков выше, чем внутренние, благодаря двойному кольцу термостабилизации, значительно снижает фазовые искажения преобразования - джиттер. Работу системы термостабилизации легко контролировать по пиктограмме термометра на дисплее.

Блок генератора выдает две опорные частоты 44,1 кГц и 48 кГц и имеет шесть выходных разъемов, то есть, позволяет подключить еще четыре устройства, участвующих в обработке цифрового звука. Подводя черту, можно заметить, что комплект обеспечивает исключительно высокие характеристики воспроизводимого сигнала, особенно в части линейности звукового тракта и отсутствия нелинейных искажений.